Молочная промышленность: производство растет, потребление падает

Весьма противоречивое суждение вызывает сравнение двух показателей — темпов развития молочной промышленности и уровне потребления продовольственных продуктов этой отрасли. И вот в чем парадокс: молока в Российской Федерации за 11 месяцев 2015 года надоили больше, чем за тот же период в 2014, — 13,5 млн.т, но покупать эту продукцию стали меньше на 1,2%, сыров так и вовсе на 13%.

Цифры, которые говорят о росте производства молока в России, приводит Министерство сельского хозяйства. В отчете ведомства названы, как водится, регионы-передовики в зависимости от статуса организации. Например, среди сельхозорганизаций лидируют труженики Кировской и Воронежской областей, представители Татарстана. В категории «хозяйства» нет равных тулякам, за ними идут калининградцы и производители молока из Амурской области.

molochnaya-produkciyaОднако, несмотря на то, что темпы роста производства молока с января по ноябрь 2015 года выше на 2,2%, если сравнивать с предыдущим годом, этого объема продукции все равно недостаточно для обеспечения национального потребительского рынка. Насколько? По мнению представителей Министерства до 8 млн.т.

Как эти, в общем-то, оптимистичные цифры о росте, сопоставимы с действительностью? Так специалисты из Института аграрного маркетинга приводят факты, которые уже не так приятно осознавать. Поголовье коров в российских хозяйствах снижается, количество сырого молока уменьшается.

При этом, как уже отмечают эксперты, в России снижается уровень потребления кисломолочной продукции (1,2%), сыров (13%). По их мнению, в 2016 году рост цен на этот вид продовольственных товаров продолжит расти. К этому приведет и неразбериха с закупками сырья в, частности, в фермерских хозяйствах — отсутствуют налаженные связи. Эти объединения, где, кстати, для проверки продукции используются анализаторы качества молока, — готовы давать на отечественный рынок большой объем продукции. Изменение порядка делового общения с мелкими предпринимателями, возможно, позволит ликвидировать 8-миллионный дефицит, о котором говорят сотрудники Минсельхоза.

Увеличению стоимости товаров будет содействовать и нововведения в правилах торговли — маркировка продуктов, содержащих пальмовое масло. По прогнозам экспертов, рост цен на молочное продовольствие в 2016 году составит 3-5%. При этом сдерживать его будет низкий потребительский спрос.